АКЦИЯ: машиноместа в подземном паркинге: Теплый Стан, улица Академика Виноградова, дом 1

Теплый Стан: реклама на портале Теплый Стан: реклама на портале
Теплый Стан
Статьи. Очерки. Зарисовки

ОкрУга
Летописная тетрадь района Тропарево - Никулино
Н.П. Илышева-Введенская (Ссылка на источник)

 

«Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости».
А. С.Пушкин
 

В древние времена...
О местности Тропарево - Никулино в прошлом и первых поселениях там.
И. Забелин о Тропареве. "Монастырек" Ивана Тропаря. Сурожские купцы в Тропарево. О том, как Тропарево стало дворцовой вотчиной. О происхождении названия Никулино.
С глубокой древности на тропаревском "враге" (овраге) стояло подмосковное село. Возможно, что когда-то здесь существовали урочища и поселение древнего человека. Как повествует летопись, первое упоминание о Тропареве датируется 1393 годом, хотя есть основания полагать, что первые жилища человека появились здесь намного раньше. Об этом свидетельствуют, в частности, раскопки, проводившиеся в курганах, расположенных в близлежащих местностях - Аминьево, Очаково, Раменки, Сетунь.
 

Так могло выглядеть древнее Тропарёво

В древности Москва была небольшим поселением, обнесенным деревянным тыном. Сразу за ним тянулись луга, поля и заросшие лесом холмы. Чтобы добраться от Москвы до ее окраинна лошади, требовалось полдня, а пешком и того больше.
В XII-XIII веках вокруг Москвы появляются посадские поселения или, как его тогда называли, "подол". "Подол", по сведениям историков, продолжался до самого берега Москвы-реки, т.е. местность Тропарево-Никулино уже тогда располагалась недалеко от московских поселений, а близлежащие дороги связывали ее с Москвой.
В то время, а также в более поздние времена, Москву окружал густой лес, в старину такой лес назывался "бором". Видимо, поэтому дорогу, проходившую рядом с Тропарево, назвали Боровской.
Первые поселения на этой территории начали возникать там, где был пологий берег реки, где людям было удобно ловить рыбу, пасти скот, охотиться в лесу; лес воспринимался как естественная защита жилищ и посевов от ветра.
Рельеф в этой местности был сложен. Представление о нем дает описание, содержащееся в одной из писцовых книг: "По конец усадебного врага яма, вниз врагом через излучины 250 саженей до другой водомоины, которая пришла в тот враг от пустоши Захаровой с левой стороны, налево вверх той водомойную 205 саженей до ямы, что у лоску, который лоск меж поль села Тропарево до пустоши Чернцовой, направо круто тем лоском 100 саженей вверх тем же лоском 75 саженей до дорошки из Тропарево на Боровскую большую дорогу...".
Первым, кто обратил внимание на древнее село Тропарево, был известный историк и археограф Иван Егорович Забелин (1820 - 1908 гг.), благодаря трудам которого, как писал историк А. Нечволодов, мы получили "драгоценное право гордиться своими отдаленнейшими предками и с уверенностью взирать на грядущие судьбы нашего великого народа"3. Именно он стоял у истоков создания Исторического музея и был его фактическим руководителем. И.Е.Забелин написал ряд книг по истории Москвы. Следует отметить, что в 2000 году исполнилось 180 лет со дня его рождения. Написанные им книги для многих историков и краеведов стали настольными. Достаточно напомнить "Историю города Москвы", "Домашний быт русских царей" и другие издания, к которым до сих пор обращаются все те, кто интересуется историей Москвы и России. Как известно, в 1870-е годы И.Е.Забелин жил на даче в Кунцево, принадлежавшем когда-то древнему Сетуньскому стану. Прошлое этих мест его заинтересовало, он много изучал и записывал исторические сведения. В итоге этой работы в 1873 году была издана его книга "Кунцево и древний Сетуньский стан". Продолжили работу И. Забелина по изучению исторических источников братья В. и Г. Холмогоровы, занимавшиеся составлением церковных летописей, московских и подмосковных церквей (в "Загородской десятине" они привели сведения о Тропаревском храме).
 

Село тропарёво - XV век


Рядом с Тропарево, вдоль тропаревского оврага протекала речка Очаковка (ранее она называлась Тарасовка, а в некоторых источниках она именуется Богородским ручьем), приток речки Раменки, которая впадает в Сетунь. Речка Очаковка берет свое начало на Теплостанской возвышенности, где, по-видимому, находились подземные ключи. Русло реки весьма извилисто, пролегало оно через села Богородицкое и Тропарево, деревню Никулино. Местность вдоль рек судя по всему была весьма живописной. Пологие берега сменялись крутыми обрывами. Здесь можно было встретить песчаные отмели и заросшие кустарником и ивняком выступы. Иногда лес подступал прямо к реке.
Возможно, именно близость реки привлекала в эти места людей, строивших здесь свои поселения. Выше по течению Очаковки в прошлые века было построено несколько водяных мельниц, они изображены на старых картах. В нескольких местах через реку были сооружены мосты, один из которых был расположен вблизи села Тропарево,а другой — около деревни Никулино.
Формирование поселений с прочным жизненным укладом началось на месте Тропарево, по всей видимости, с развитием Москвы и укреплением ее роли в жизни России.
Как, при каких обстоятельствах возникло Тропарево? Ответ на этот вопрос, наверное, следует искать, изучая историю России и Москвы. Попробуем построить некоторые версии. Как гласит киевская летопись конца XI - начала XII века о создании Руси, русское государство было основано во второй половине IX века, точнее в 862 году. По мнению историка Г.В.Вернадского (сына известного ученого В.И.Вернадского, именем которого назван проходящий через наш район проспект), "какие-то события на севере Руси должны были подать повод летописному рассказу вполне вероятно предположить, что указание 862 года могло соответствовать действительному ходу событий". Возможно, в это время состоялся поход новгородского вождя Ольга (Олега) на Киев и произошло образование Киевского государства. Вместе с тем, как далее отмечает Г.В.Вернадский, целостным русское государство стало лишь после принятия православной государственности, то есть после крещения Руси князем Владимиром в 989 г. Это был поистине поворотный момент в русской истории. Согласно преданиям, Владимир долго колебался перед тем, как принять решение. К нему пришли посланники различных церквей и вероисповедании, однако в конечном итоге решающую роль сыграл рассказ именно русских послов, которые восхищенно рассказывали Владимиру о богослужении в святой Софии в Царьграде. По их словам, "они не знали, где были - на земле или на небе".
Православие способствовало развитию Руси как евразийского государства, соединяющего торговые и культурные пути между Востоком и Западом. Русская Церковь во главе с митрополичьей кафедрой с самого начала служила духовным объединительным центром различных княжеств, мирила междоусобицы и волнения на Руси. Возвышение того или иного князя зависело от его отношения к православию и русским митрополитам. Большую лепту в установление мира и порядка на Руси в XII веке внес сын Владимира Мономаха Юрий Долгорукий, княживший в Ростово-Суздальской земле. Благодаря ему было построено много новых городов. Широко известен приводимый в летописи призыв Юрия Долгорукого: "Приди ко мне, брате, в Москов!". К кому же был обращен этот призыв? По свидетельству историков, 4 апреля 1147 года князь Юрий Долгорукий дал обед в честь своего двоюродного брата князя Святослава Олеговича. Можно, однако, понять призыв шире. Есть основания предположить, что призыв относился и к православным "братьям", священникам, а сам город создавался как новый религиозный центр России. Ведь уже в XIII веке князь Даниил Александрович построил в Кремле деревянную церковь Спаса на Бору, а через непродолжительное время митрополичья кафедра была перенесена в Москву.
 

Крещение Руси 989г.


Существует ряд версий происхождения названия "Москва". Оно могло быть связано со словом "моек"- святыня. Слово "моек" также переводят как "мечеть". Это возможно, поскольку определенное смешение понятии православия и мусульманства могло иметь место в монгольский период Русской Церкви. К тому же, по свидетельству историков, монголы не преследовали православия и весьма чтили русских священников. В 1261 году благодаря усилиям Александра Невского была открыта епархия Русской Православной Церкви в столице Золотой Орды - Сарае. Русский священник имел право обращать в православие тех ордынцев, которые этого желали.
В Москве и вокруг нее были созданы монастырские обители, в частности, Сергия Радонежского (сейчас - Троице-Сер-гиева лавра). Нельзя исключать и того, что многие загородные московские десятины были отданы церковным людям. Как раз к этому времени относится и первое упоминание о Тропареве: Иване Михайловиче Тропаре, его селе и монастыре.
Слово "Тропарь" означает молитву, песнопение в храме. Другое церковное слово "аминь" (окончание молитвы) мы встречаем в названии располагавшегося неподалеку села Аминьево, которым владел сподвижник Дмитрия Донского - боярин Аминь. Кстати, церковная версия истории Тропарева дала, видимо, основания историку К.А. Аверьянову предположить, что Тропарь был греком по происхождению, так как на первых этапах развития Русской Церкви ее митрополит назначался Царьградом и был грек как и многие епископы в то время.
В дальнейшем Москва оправдала свою первоначальную роль, стала поистине духовным сердцем России, городом "сорока сороков". Неразрывно связана с православием оказалась и судьба Тропарева.
И.Е. ЗабелинИ.Е. Забелин приводит следующие сведения о Тропареве. "Еще дальше к востоку три версты лежит тоже пограничное с Ратуе-вым станом древнее село Тропарево на тропаревском овраге. В XVII столетии оно принадлежало Новодевичьему монастырю. В нем исстари существовала церковь Чуда Архистратига Михаила, сожженная, вероятно, в Смутное время, ибо в 1627 году в селе значится только пустое церковное место. В селе находился монастырский двор, управлявший монастырским хозяйством; в нем жили монастырские детеныши, как назывались тогда крестьяне и слуги, вышедшие из сирот, призреваемых монастырями. Имя Тропарево, сохранилось, по всему вероятию, от первого его владельца, какого-то боярина, о котором в летописи 1393 года читаем: "сентября в 21 день преставися Иван Михайлович, нарицаемый Тропарь, в бельцех и положен в своем монастыри на селе своем..." Попробуем представить, что за человек был И.М.Тропарь. Первые сведения о нем были получены из Троицкой летописи, которая получила свое название от Троице-Сергиевского монастыря, где она составлялась. Эту летопись высоко ценил русский писатель и историк Н.М. Карамзин. Он упоминает
И.М. Тропаря в примечаниях к своему труду "История государства Российского".
Проясним, что "бельцем" часто называли мирянина, удалившегося от мирской суеты в монастырь и посвятившего себя монашеской жизни. Можно предположить, что И.М. Тропарь принадлежал к знатному роду, вероятнее всего, он был боярином, знавшим монастырскую жизнь не понаслышке.
Слово "Тропарь", как уже говорилось, означает церковный стих или краткое песнопение. Возможно, Иван Михайлович Тропарь был из рода духовников, приближенных к великим князьям. Интересно отметить, что в середине XIV века большую известность имел архимандрит Михаил (Митяй), ставший позднее митрополитом. Как пишет Н.М.Карамзин, "между всеми Московскими Иереями отличался тогда Священник села Коломенского, Митяй, умом, знаниями, красноречием, острою па-мятию, приятным голосом, красотою лица, величественною на-ружностию и благородными поступками, так, что Димитрий (Великий князь Дмитрий Донской - примеч. автора) избрал его себе в отцы Духовные и в Печатники; то есть, вверил ему хранение Великокняжеской печати: сан важный по тогдашнему обычаю!"5. Имеющиеся исторические источники и материалы, дают основание к предположению, что Иван Михайлович мог быть его потомком.
В то время московские князья заботились об окружавших Москву селах и деревнях. Недаром они так подробно упоминают о них в своих духовных грамотах. В этом проявлялось не только стремление окружить Москву "защитным эшелоном", но и увеличить число своих сторонников, а, следовательно, и укрепить свою власть среди дружинников и свободных общинников. Средством достижения этой цели была, в том числе, раздача земель в вотчины. Термин "вотчина" происходит от слова "отчина", т.е. отцовская собственность. Вотчины - это земли, унаследованные или благоприобретенные путем гражданских сделок или пожалованные государем в полную наследственную собственность.

Земельные угодья, как тогда говорили, "давали в дачу" (дарили), откуда и пошло понятие "дача". Так и наши земли могли быть даны во владение духовным лицам, а позднее - сурожа-нам, гостям из Сурожа (ныне - Судак в Крымской области) -сподвижникам русских князей. В древние времена сурожан очень ценили как проводников, хорошо знавших дороги, (а каких-либо обозначений на дорогах в то время не было), и находивших путь в непроходимых лесах. Хорошими проводниками были как раз сурожские купцы. Как пишет В.О. Ключевский, "с конца XIII века, еще прежде, чем город Москва начинает играть заметную роль в северной Руси, в нее со всех сторон собираются служилые люди из Мурома, Ростова, Чернигова, даже из Киева и Волыни". Среди них были "сурожские гости" - купцы, которые вели через Судак интенсивную торговлю с Турцией, Египтом и другими странами, поставляя в Россию шелковые ткани, изделия из драгоценных металлов и, конечно, дорогие меха -можно сказать, валюту того времени. Купцы-сурожане возили не только этот товар, который они называли рухлядью , но и дорогие подарки великим князьям - в особых "панцирных" сумках они доставляли опашни ( верхняя одежда из дорогих тканей) , особой выделки сукно, "намазные" ковры, епанчу бурк-скую (длинный и широкий старинный плащ), перстни и кольца с драгоценными камнями.
 

Сурожский купец XV века


Одним из таких купцов был Фома, владевший селом Тропаревым (возможно, выкупивший эти земли) в XV веке. В одной из купчих грамот 1491 года упоминается "Фомина земля Трепа-рева". Кстати, Тропарево — не единственное подмосковное владение сурожских купцов. Неподалеку от него находилось село Саларево, о котором есть упоминания, что в середине XV века оно принадлежало Даниилу Салареву - сурожскому гостю; от него оно перешло к сыну Федору, а в середине XVI века было за Тимофеем Саларевым.
По одной из легенд, Фома, ставший владельцем Тропарева, мог быть потомком тех сурожских купцов, которых Дмитрий Донской взял в качестве проводников в походе на Куликово поле в 1380 году. До нас дошли имена десяти гостей-сурожан, ходивших с Дмитрием Донским на Куликово поле, среди них были Михай-ло Саларев, Дементий Саларев, Иван Ших и другие. Интересная подробность: потомок Ивана Шиха, Андрей Шихов во второй половине XV века был, можно сказать, кредитором князя Юрия Васильевича. Вот когда уже были "кредиторы" и "инвестиции"!
В духовной грамоте князя Андрея Васильевича "меньшого" 1481г. указывается представитель фамилии Саларевых - Гаврила Саларев, которому князь Андрей завещал отдать 300 рублей в качестве долга.

 

Гости сурожане шли с Дмитрием Донским на Куликово поле.

 
Судя по имеющимся источникам, Фома был представителем знатного рода Саларевых (кстати, из этого же рода происходил Пьетро Антонио Солари, который возводил Спасскую башню Московского Кремля). В конце XV века Фома переезжает в Новгород, получает от Великого князя местные земли в свое владение и в свою очередь передает ему свои подмосковные вотчины. Вот как это происходило. В 1478 г. Новгород был окончательно присоединен к Московскому великому княжеству. Многие купцы из Москвы были переселены в Новгород, этим Иван III закреплял за собой непокорную новгородскую территорию. Понятно, что при перераспределении конфискованных в конце XV века новгородских земель определенную долю получили и переведенные из Москвы в Новгород гости-суро-жане. Как отмечает В.Е.Сыроечковский, "В переписной оброчной книге Дерев-ской пятины 1495-1496 гг. мы встречаем деревни Гаврилы Саларева и Фомы Саларева. "что ему дал князь великии прошву его земель московских . Слова документа "противу его земель московских и указывают на перевод Саларевых из Москвы в Новгород, при-чем Саларевы теряли свои московские владения".
Так и тропаревская земля стала дворцовой вотчиной.

С Куликовской битвой и Дмитрием Донским возможно связана и история деревни Никулино, расположенной поблизости от Тропарево. По мнению историка К.А. Аверьянова название деревни произошло от имени Микулы (Николая) Васильевича Вельяминова, который получил эту деревню в подарок от Дмитрия Донского.
Н.В. Вельяминов был сыном последнего московского ты-сяцкого Василия Васильевича Вельяминова и боярином великого князя Дмитрия Ивановича. Николай Васильевич (Ми-кула) был женат на дочери суздальского князя Дмитрия Константиновича - Марии. В Москве Вельяминовым, состоявшим в родстве с княжескими домами, как пишет историк М.Н.Тихомиров, принадлежало исключительно выдающееся место. Супруги Дмитрия Донского и Микулы Вельяминова были родными сестрами. Причем Мария крестила младшего сына Дмитрия Донского, Константина.

Имя Микулы Вельяминова встречается уже в первых строках старинной поэмы о Куликовской битве "Задонщина": "Князь великий Дмитрий Иванович со своим братом, князем Владимиром Андреевичем, и со своими воеводами был на пиру у Микулы Васильевича, и сказал он: "Пришла к нам весть, братья, что царь Мамай стоит у быстрого Дона, пришел он на Русь и хочет идти на нас в Залесскую землю". Микула Вельяминов стал одним из ближайших сподвижников Дмитрия Донского в Куликовском походе.
 


Летопись митрополита Киприана гласит: "Передовой полк ведет Дмитрий Всеволож (Дмитрий Иванович Боброк-Волын-ский - примеч. авт.) да Володимер, брат его, а с правой руки идет Микула Васильевич с коломенцы и иными многими". Московские воеводы были поставлены во главе дружин из крупных городов Руси - Коломны, Владимира, Костромы, Переславля и других. Микула Васильевич был тысяцким и возглавлял коломенскую дружину. Во время Куликовской битвы (1380 г.) все московские воеводы оказались на самых опасных участках.
Как говорится в сказаниях, первыми встретили врага Дмитрий и Владимир Всеволожские "с правой руки", а Н.В.Вельяминов с Коломенским полком - с левой руки , "несть бо им места, где расступитися на поле". На дружины Микулы Вельяминова обрушился страшный удар татарской конницы. Как писал летописец,"была брань крепкая и сеча злая", но, несмотря на большие потери, полк выстоял и не допустил прорыва ордынцев. Однако сам Н.В.Вельяминов пал на поле боя.
"Не туры возревели у Дона Великого на поле Куликовом. То ведь не туры побиты у Дона великого, а посечены князья русские и бояре, и воеводы великого князя Дмитрия Ивановича. Полегли побитые... татарами князья белозерские... да Микула Васильевич...
В "Задонщине" описывается, как встретила весть о гибели своего мужа Мария. "Жена Микулы Васильевича, Марья рано поутру плакала на забралах стен московских, так причитая: "О Дон, Дон, быстрая река, прорыла ты каменные горы и течешь в землю Половецкую. Принеси на своих волнах моего господина Микулу Васильевича ко мне!".
Теперь имя Микулы Вельяминова осталось в названии местности "Никулино". Первоначально деревня называлась Ми-кулина (по имени Микулы), позднее — сельцо Микулино. Это название сохранялось до начала XVIII века. Потом вошли в употребление названия "деревня Никулина" и, впоследствии, "Никулино".
 
 
Тропарево-Никулино - вотчина Новодевичьего монастыря
Новодевичий монастырь - краткие сведения. Переход села во владение Новодевичьего монастыря. О монастырской жизни села Тропарево. Запись о выданном антиминсе храму Архангела Михаила.
Красивые и живописные места села Тропарево в 1524 году становятся вотчиной Новодевичьего монастыря.
Из исторических документов известно, что при основании монастыря ему были выделены три тысячи рублей из царской казны. Кроме этого, из вотчин дворцового приказа монастырю было пожаловано село Тропарево или, как оно писалось тогда, Трепарево.
Это подтверждается "Жалованной тарханно-несудимой заповедной" грамотой царя Ивана Васильевича (Ивана Грозного) игуменье Новодевичьего монастыря Евникее с сестрами от 26 июля 1571 года. В грамоте написано: "Се я, царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси... пожаловал в Московском уезде в Сукове стану село Трепарево с деревнями... а дал им (Новодевичьему монастырю - прим. автора) то село... отец мой, князь великий Василий Иванович всея Руси".
Аналогичные записи встречаются позднее в жалованных грамотах русских царей игуменьям Новодевичьего монастыря - Бориса Годунова, Михаила Романова, Алексея Михайловича.
Вотчину можно было не только передавать по наследству, но и менять и продавать. Первые сведения о княжеских вотчинах в Киевской Руси относятся к X веку, а к XI-XII векам относятся известия о боярских и монастырских вотчинах.
Среди князей и дружинников, которые благодаря частым переходам из области в область начали чувствовать потребность фиксировать свое право на занятые ими земли, формируется особый класс землевладельцев - бояр.
В XI-XII вв. право вотчинников закрепляется в своде законов "Русская правда". В XIII-XV веках вотчина стала господствующей формой землевладения. Наряду с князьями и боярами вотчинами владели члены их дружин, монастыри, высшее духовенство.
Интересна и история создания Новодевичьего монастыря.
Напомним некоторые исторические события XVI века. Война Москвы с Литовским княжеством с 1507 по 1521 год носила затяжной и кровопролитный характер. Основной целью обеих сторон был захват Смоленска - крепости на западных рубежах русского государства. В 1514 году войско под предводительством московского князя Василия III заняло Смоленск. В честь этого события князь Василий III повелел основать мо-н а с т ы р ь.
Этот обет Московского государя был записан в духовной грамоте 1523 года:"... Достал своей отчины города Смоленска и земли Смоленские, и я тогда обещал поставить на Москве на посаде девичий монастырь.... А дать обещал в тот монастырь из своих сел дворцовых село или два..."15.
Однако в том же году русские потерпели поражение в сражении при реке Орше. Начались сложные переговоры и только в 1522 году Смоленск реально отошел к Москве. Только после этого осуществилось пожелание Василия III — был основан Новодевичий Богородице-Смоленский женский монастырь.
В XVI веке монастырь именовался "обителью Пречистыя Одигитрии новым девичьим монастырем". Главной и основополагающей реликвией монастыря исстари была икона Смоленской Божией матери (Одигитрии). По преданию, в конце XIV века Великая княжна Софья Витовтовна, дочь литовского князя Витовта, навещала своих родителей в Смоленске. От них она получила в подарок икону Божией Матери Одигитрии (путеводительницы), которая должна была сопровождать Софью Витовтовну на обратном пути в Москву. В Москве эту икону, написанную, как гласят легенды, еще самим евангелистом Лукой, поместили в Благовещенский собор Кремля.
Однако в 1456 году Василий II по совету митрополита Ионы, через посетившее Москву польское посольство возвратил реликвию в Смоленск.
Тем самым он хотел приободрить православных жителей Смоленска, желавших вернуть город во владение русского государства. Икону провожала из Москвы большая процессия. Она остановилась на Девичьем поле, после чего икона была торжественно передана польским посланцам. В том месте, где это произошло, была поставлена часовня. Именно там впоследствии по обету Василия III и был построен Новодевичий монастырь.
Он располагался на стратегически важном месте к западу от Москвы по пути в Смоленск, на Девичьем поле. С момента основания и на протяжении своей истории монастырь оказался связан с царским двором и событиями вокруг борьбы за русский престол. Василий III часто посещал Новодевичий монастырь. Здесь приняла иночество и жила царица Ирина Федоровна, а ее брат Борис Годунов в монастыре был избран на царство. Отсюда руководила стрелецким бунтом сестра Петра I Софья, а затем была пострижена в монахини, заточена в монастырь и впоследствии погребена в нем.
О временах Петра I применительно к истории наших мест мы напомним позднее.
В архиве Новодевичьего монастыря сохранилась запись, относящаяся к последней четверти XVI века: "Причистые Одегит-рея Нового Девичья монастыря село Требарево, а в нем церковь Чуда Архистратига Михаила древена... клецки, пашни паханы середние земли 45 четьи, да перелогом 100 четьи, да перелогу ж лесом поросло 25 четьи в поле, а в дву потому ж, сено 85 копен, лесу пашенного у всех трех пустошь, что была деревня Микули-но: пашни перелогом середние земли 15 четьи, да перелогу ж лесом поросло 15 ж четьи в поле, а в дву потому ж, сено 30 копен...".
 


В селе Тропарево находился монастырский двор, управлявшии хозяйством, как самого села, так и тянувших к нему деревень, в том числе, Никулино.
По описаниям того времени можно представить, какова была "монастырская" жизнь села Тропарево. Монастырские повинности были закреплены еще уставными грамотами Великого князя Василия Дмитриевича и митрополита Киприана конца XIV -начала XV века.
«Выпись с книг московского уезда Письма и меры Федора Пушкина и дьяка Андрея Строева 1626-1627 годов В Сетуньском стане в монастырских вотчинах написано — вотчина Новодевичьего монастыря что под Москвой Село Тропарево на Тропаревском враге, а в нем место (святое место) церковное что была церковь Чуда архистратига Михаила...»
Монастырь предоставлял работавшим в его вотчинах крестьянам земельные участки, а также орудия производства и разного рода ссуды. В свою очередь крестьяне должны были строить церкви, монастырские здания и укрепления, пахать, сеять и жать на монастырской пашне, косить сено, ловить рыбу, охотиться на бобров, молотить рожь, печь хлеб, молоть солод, варить пиво, прясть лен, делать сети, а также совершать различные подношения игумену или игуменье. Монастырские хозяйства в те времена вели активную и широкую торговлю.
В приходских книгах Новодевичьего монастыря сохранились записи, касающиеся сборов с крестьян Тропарева. В книге за 1603-1604 гг. можно прочесть: "Того же дни по книгам села Трепарева старосты Сысоя Дмитриевича взято в монастырскую казну два рубли. А те деньги собрали староста Сысой с попом"; "Майя в 15 день села Трепарева у крестьян Михайлова да Сысоя Дмитриевича с товарыщи пустоши Захаровой оброку с яровитой пашни... на 112-й год полтора рубли".
По мнению И.Е.Забелина, уже издавна в селе существовала деревянная церковь во имя Чуда архистратига Михаила, сожженная во время польско-литовского нашествия 1611-1612 гг.
Писцовая книга 1627 года так описывает Тропарево того времени: "...вотчина Новодевичьего монастыря, что под Москвой село Тропарево на тропаревском враге, а в нем "м" (есто) церковное, что была церковь Чуда архистратига Михаила; да в селе во дворе поп Наум Иванов, да двор монастырский, а в нем живут три крестьянина, семь дворов крестьянских, в них 12 человек, да 2 двора бобыльских, в них 2 человека" (см. Рисунок воспроизведенной записи).
Однако уже вскоре церковь была восстановлена: "После литовского разоренья, в селе Тропареве была построена деревянная церковь во имя Архистратига Михаила. О существовании сей церкви находим сведения: а) в переписной книге 1646 года; "а в селе церковь Архистратига Михаила древянная, у церкви во дворе поп Андрей Захаров... б) в приходной книге Патриаршего казенного приказа: "в нынешнем 1678 году мая в 3 день... обложена вновь на Москве данью церковь Архангела Михаила в Московском уезде, в Загородской десятине, в Сетуньском стану, в вотчине Новодевичьего монастыря, в селе Тропареве на Тропаревском враге..."18.
С переходом села во владение Новодевичьего монастыря оно стало более часто упоминаться в межевых и писцовых книгах. Так, в составлении межевой книги Сосенского стана Московского уезда за 1659-60 гг. приняли участие крестьяне села Тропарева, о чем свидетельствует следующая запись: "Новодевича монастыря вотчина села Тропарева староста Иван Кондратьев, да крестьянин Карпов да Роман Савельев".
В переписных книгах Московского уезда 1675 года говорится: "... в Сетуньском стану в монастырских вотчинах написано: вотчина Новодевичья монастыря село Тропарево, а в нем храм Чудо Архистратига Михаила древен".
"В 1678 году в селе Тропареве с приселком Викулиным находилось два двора монастырских, людей в них 15 человек, 11 дворов крестьянских, в них 69 человек и 15 дворов бобыльских, в них 46 человек".
В 1680 году в книгах, составленных по указу Патриарха Иоакима, написано: "1680-й год июля в 31 день, в селе Тропареве церкви Архистратига Михаила поп Иван Ели-зарьев сказал: пашни у него в поле 2 десятины, а та пашня церковная или монастырская того он не ведает, потому что служит у той де церкви внове...
В 1693 году в селе была построена новая каменная церковь Михаила Архангела (эта дата выводится умозаключением- поскольку в 1694 году ей был выдан антиминс к ее освящению, соответственно, около года она должна была строится). После постройки новой церкви ей всегда выдавался антиминс - освященный четырехугольный плат из льняной или шелковой ткани, на котором изображается положение Христа во гроб, а по углам помещается изображение четырех евангелистов; в верхнюю часть антиминса обычно вшивается частица святых мощей.
В книге Патриаршего приказа о выданных антиминсах за 1694 г. записано: "октября в 25 день... дан антиминс к освящению церкви Чуда Архистратига Михаила в Московский уезд, в село Тропарево; взял антиминс той же церкви поп Иоанн и за антиминс росписался"
 


Антиминс (по-гречески "вместо престола") имеет очень древнюю историю. В первые века христианства из-за постоянных гонении и преследовании христиане не могли иметь во всех молитвенных собраниях твердые престолы, освященные епископами, а антиминс заменял собой архиерейское освящение престола и был удобен тем, что его можно предохранить от поругания и осквернения.
В Русской православной церкви с 1675 года антиминс стал необходимои принадлежностью престола по постановлению Московского собора.
Что касается антиминса, который был выдан храму Архангела Михаила в Тропареве в 1694 году, то, скорее всего, он был холщевым, с печатным изображением (были еще атласные с рукописным изображением, но они выдавались в основном центральным соборам и храмам) и имел размер 10 и 3/4 вершка в ширину и 9 и 3/4 вершка в высоту (что соответствует размеру 50x40 см)19.
После постройки каменного храма в 1700-х годах в селе находились "двор монастырский, двор скотный... и 40 дворов крестьянских, в них 147 человек". В церкви служили "поп Иван Васильев и дьячок Иван Иванов".
 

Обращаясь к древним временам нашей истории, хочется представить, как жили наши предки, чем питались, во что играли, как одевались. Что касается древней русской одежды, то ее облик обычно восстанавливают по археологическим раскопкам, а также по иллюстрациям из древних книг. Судя по имеющимся источникам,одевались в старину по-разному, соответственно своему имущественному положению, причем разница состояла не столько в покрое, а сколько в той материи, из которой шилась одежда. Ткани доставлялись из Персии, Турции, Италии... Основной мужской одеждой был кафтан разного покроя. Бедные люди, в основном, носили зипун. Наиболее распространенной одеждой среди более обеспеченных слоев населения были "опашни" и "охабни" (для очень состоятельных). Название "опашень" обозначало легкую распашную одежду без пояса, которую носили, не застегивая, на лошади "на опашь". Одной из особенностей древнерусской одежды были очень длинные рукава - гораздо длиннее рук. Их обычно собирали в мелкие поперечные складки. Если их не подбирать, то есть "спустить рукава", работать было почти невозможно. Поэтому до нашего времени сохранилось выражение "работать спустя рукава".
 


В виду обилия речек, ручьев и прудов жители Подмосковья разводили рыбу. Рыбу ели во всех видах - вареной, сушеной и копченой. В прилегающих лесах было много дичи. В садах сажали фруктовые деревья: яблони, сливы, груши. Что касается села Тропарево, то оно издавна славилось прекрасными яблоневыми садами, часть из которых еще можно было увидеть в 1970-е годы.
В огородах выращивали различные овощи: капусту, морковь, репу, горох, чеснок, огурцы. Не было только картофеля, который сейчас занимает основное место в нашем меню.
Картофель появился в России только в XVIII веке. Как известно из истории, в 1765 году из Ирландии и Пруссии были выписаны так называемые "земляные яблоки", разведением которых вначале занимались живущие в России немцы. От них и появилось название — "картофель".
Когда наступала в Подмосковье зима и все водоемы - речки, ручьи и пруды - покрывались слоем льда, наступала пора лыжников и конькобежцев, правда лыжи были не столько развлечением, сколько необходимым средством передвижения: пешком пройти по заснеженным дорогам было трудно.

 

Тропарёво в XVII веке

 
Опубликовано: 05.03.2010    Прочитано: 247    Комментариев: 0  Добавить! 


Комментарии
Введите ваше имя: 


Введите текст комментария:









           

Copyright: Antah (C), 2006-2017

Теплый Стан. Обратная связь